Эту землю природа одарила особенно щедро - естественным ботаническим садом раскинулась она у подножия величавых гор. «Апсны, как ребенка, горы любовно и бережно прижимают тебя к своей могучей груди, а море гладит волнами, как ладонями...» - поется в одной из песен об Абхазии.
Цепи гор сияют снежными вершинами, крутые отроги сбегают от них на узкую низменную полосу у моря. Бурные горные реки оглашают шумом глубокие ущелья, от подножия гор до самой альпийской зоны круто поднимаются склоны, покрытые девственными лесами, в дебрях которых стоит еще вековая не тронутая тишина. В чащобах растут дуб, бук, каштан, пихта, сосна и такие ценнейшие древесные породы, как красное дерево и самшит. Выше — до самой кромки вечных снегов и ледников—альпийские луга. На небольшом расстоянии между отрогами Главного Кавказского хребта и морем уместились все климатические зоны — от влажных субтропиков до вечных снегов. Белизна вершин и синева лесов, зелень садов, плантаций, виноградников перекликаются меж собой игрой живых красок, создают неповторимо живописную панораму этой земли.
В парках и скверах круглый год цветут магнолии, олеандры, отсвечивают листья слоновых пальм, белостволых эвкалиптов, камфарного дерева. Высотные здания из стекла и бетона, благоустроенные пляжи современных курортных комплексов соседствуют с древними дольменами, развалинами крепостей, храмов, вросших в скалы. Горделивость вершин, твердость кремня и благородная крепость красного дерева, флейтовый вскрик улара и крутой изгиб крыла чайки, сладостный аромат альпийской фиалки и печальная нежность травы, которой поросли древние могилы и крепостные руины,— все это и еще многое другое на лике этой земли. Сыны Абхазии как бы вдохнули жизнь, вложили душу, дав неповторимые названия каждой вершине, к которой навечно примерзли ледники; каждой скале, где гнездятся одинокие орлы; каждому глетчеру, который поит снежной влагой горную фиалку; голубым озерам в каменных чашах, глубоким ущельям, на рассвете заполненным до краев сизыми облаками; горбатым, тянущимся вдоль моря длинной караванной цепью холмам, склоны которых украшены садами, и величественной гряде - Эрцаху. Звонкими именами, напоминающими их бурное течение, были названы стремительные реки, нежными и мягкими — речушки, которые несут к морю свои прозрачные воды, перебирая голыши, словно четки, пробираясь сквозь тенистые самшитовые рощи, пересекая залитые солнцем луга, покрытые папоротниками, в разноцветных крапинках полевых цветов — ромашек — белых и оранжевых, васильков, шалфея, болиголовы, бузины травянистой, с белыми цветами и иссиня-черными плодами, путаясь в зарослях азалии и рододендрона, буйно расцветающих ранней весной крупными пахучими цветами— розовыми, сиреневыми, лиловыми.
В глубине веков родилось слово - «Апсны», что означает: «Страна души». Родина на языке абхазов стала зваться «апсадгил» - «Земля души», а язык — «Песней души». «Земля души» — это цемля гостеприимных людей, и гостеприимство здесь не просто форма вежливости, а освященная веками традиция. Для приема гостей строили даже специальный дом «асасааирта» — место, где принимают гостя, и, обычно, это было самое красивое строение в усадьбе. Встретив гостя в своем дворе, хозяин скажет радушно: «Бзиала уаабеит!»— «Добро пожаловать!» — и гость почувствует особое, совершенно своеобразное звучание речи, особенный привкус, словно коснулся языком клинка только что закаленной сабли.
Посидев у весело пылающего очага, ощутив задушевность и искренность хозяев, тепло их добрых улыбок, гость еще раз поймет, что в век атома, кибернетики вовсе не потеряли свое значение древние как мир очаги, ибо это символ мира, взаимной сердечности, теплоты людей Земли. И у человека никогда не иссякнет желание протянуть руки к огню очага. В «Стране души» всегда почитались дома, в которых из поколения в поколение умели сохранять огонь в очаге, ни разу не дав ему погаснуть. Отдавая огонь другим, для новых очагов, хозяева делились и светом, и теплом. Может быть, отсюда и возникло абхазское слово «агуеибаблра», что означает «отдавать огонь своего сердца. другому» или «обоюдно гореть сердцами».
Но долго, очень долго не было мира у очагов абхазской земли. Столетиями стенала она от захватнических набегов и войн. Века сменяли века, полчища сменяли полчища. Им не было .числа — римским легионам, византийским войскам, арабским завоевателям, турецким аскерам, стремившимся в край золотого руна. Нет на этой земле камня, который не был бы полит кровью,— лежит ли он в поле, замурован в крепостную стену или использован для очага в доме. Камни молчат. Но бесстрашие сынов земли абхазской, не сдавшихся, не покоренных живет в памяти.
Поистине священны в Абхазии и камни и пепел, и каждый холм, где покоятся те, кто мужественно и честно исполнил свой долг, сражаясь с врагами Отечества. Иногда во дворе абхазских усадеб можно увидеть стройные кипарисы, остроконечные верхушки которых зелеными струйками вливаются в синеву неба. Традиционное дерево печали, страж устоявшейся тиши кладбищ, кипарис несколько неожиданно смотрится на крестьянской усадьбе, исполненной жизни. Может быть и сажают его, как постоянное напоминание об извечном соседстве радости и печали, жизни и смерти.
Народ Абхазии испытал много страданий и потому здесь особенно чтят жизнь и благоговеют перед ее удивительным чудом, прекрасной тайной — рождением. Рождением реки, начинающейся студеной струйкой в расселине ледника, где-то в самом поднебесье, рождением всходов, соцветий чая, цитрусов. Выстрелами, самыми мирными на земле, возвещают здесь о рождении человека, нового сына земли... Долго длилась трагедия страны под названием Апсны. Только установление Советской власти возродило ее для новой жизни. На страницах истории обозначилось рождение новой, социалистической государственности древней земли - Абхазской Советской Республики, которая позже вошла в состав Грузинской ССР на правах автономной республики.
Новые поколения, выросшие и возмужавшие в годы Советской власти, работали, творили, дерзали, закладывали плантации чая, цитрусовых, табака, строили шахты в индустриальном Ткварчели, возводили дворцы, писали книги. Когда пришла беда, сыны и дочери Абхазии на фронтах Великой Отечественной войны достойно продолжали дело своих отцов, умевших стойко и непобедимо стоять за свою Родину. Многие из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В честь погибших горит Вечный огонь, звучат величественные реквиемы, в мелодиях которых слышится и мотив старинной абхазской «Песни мужества».
Сегодня газыри на черкесках не тяжелят боевые заряды. Да и сами черкески, которые кроились предельно строго и удобно, чтобы с разбега можно было взлететь на спину коня, на полном скаку спрыгнуть, перемахнуть через пропасть, высокую ограду, как нельзя лучше пришлись для сцены, для искрометных танцев этого края. В старинном военном одеянии поднимаются абхазы на помост, чтобы по-новому спеть древние песни своей земли и песни новые, восславляющие обновленную землю, возрожденный дух ее народа. В резких очертаниях гор, в строгих линиях древних храмов, в каменных стенах боевых крепостей, в облике юношей и девушек, в их улыбках, сдержанных и заразительных одновременно, в ритме танцев живет душа народа, выстоявшего в суровой борьбе, выстрадавшего свое право на счастье. Сегодня древние горные перевальные тропы и морские бухты, новые шоссе и железнодорожные пути служат людям. Миллионы гостей приезжают сюда, и Абхазия одаривает их бронзовым загаром, свежестью морской волны, золотистыми фруктами, ароматным чаем, янтарным виноградом, искристыми винами.
На древнем флаге абхазов есть символическое изображение двух ладоней — одной решительно поднятой кверху, как предупреждение врагу, а другой — протянутой навстречу гостю. «Добро пожаловать в «Страну души» на сохраненную в тысячелетней борьбе, обновленную и бесконечно любимую Родину абхазов»,—словно говорит эта приветливо протянутая рука.
Авторы текста: Алексей Гогуа, Вианор Пачулиа.
Фотоальбом "Абхазия", издательство"Планета", Москва, 1979 г.