Религия.
Абхазия – страна яркой языческой культуры, истоки которой уходят здесь в верхнепалеотическую эпоху. Язычество способствовало воспитание народа свободой. В отличие от христианства и ислама многобожие создавало атмосферу своеобразного простора без строгого и явного подчинения одному богу. Абхазец находился под покровительством от одного, то другого божества. Он хитрил, оставаясь независимым ни от кого. Характерные черты этой культуры – поклонение рощам, деревьям, животным, природным стихиям, привлекавшее внимание путешественников и в античную эпоху и в позднее средневековье. Но в то же время он поклонялся Верховному богу Анува-ду.
Во время своего посещения Абхазии в 1925г. Зинаида Рихтер писала: «В наиболее нетронутом виде патриархальный быт сохранился в с. Лыхны. Посреди большого села – вековая липа. Под этой липой исстари собираются для решения всевозможных вопросов. Абхазы выслушивают оратора, не перебивая его шумом или вопросами. Противнику дают высказываться до конца, а возражает с изысканной корректностью, которой мог бы позавидовать любой лорд. Они очень солидарны. Все вопросы решают необычайно быстро.
В соседнем селении мы присутствуем на молении и дожде. На вопрос: «Почему нет попа?» - «Это слишком важная молитва, чтобы звать попа – говорят абхазы».
Язычество в жизни абхазов играло очень заметную роль, оставаясь господствующей идеологией вплоть до последнего времени.
Одновременно Абхазия – страна древнейшего на Кавказе православного христианства. Здесь уже в конце III века нашей эры формируются общины ссыльных христиан, а в 325 году Питиунский епископ Стратофил ставит подпись под протоколом Вселенского Никейского собора. Официально абхазы (апсилы, абасги и др.) принимают христианство в 30-40 годах VI века при императоре Юстиниане, когда в прибрежной и горной зоне строится много церквей. С IV по X века абхазская церковь административно подчинена Византии (Константинополь; Антиохия). В церковной архитектуре VIII-X века выделяется особая абхазо-аланская школа Византийского зодчества.
В период после присоединения Абхазии к России была проделана определенная работа по возрождению христианства среди абхазского населения, были переведены на абхазский язык Евангелие, богослужебные книги и другая религиозная литература. В 1917 году на съезде духовенства в Сухуме была принята резолюция… Многострадальная Абхазская церковь образовала отдельную независимую, вполне самостоятельную Абхазскую Епархию. Сегодня в освобожденной Абхазии все условия для возрождения Абхазской православной церкви.
Очень рано соприкоснулись абхазы и с другими мировыми религиями – иудаизмом и исламом.
Иудеи расселились в местных городах еще в античную эпоху. Их общины в средневековый период существовали в Гаграх (XI) и Себастополисе – Сухуме (XIVв.). С исламом впервые тесно соприкоснулись в первой половине VIII века. Пережитки ислама (суннитского толка) в быту части абхазов сохраняются и ныне. Мечетей нет в Абхазии, но основные мусульманские праздники здесь отмечаются.
История человечества представляет собой причудливое переплетение территориальных, экономических, языковых, культурных и психологических реалий, на которые наслаивается еще один важный народообразующий, связанный с генетикой человека фактор.
Одни пережили свой расцвет и угасли. Другие. Другие только сегодня в буйном цветении.
Было Абхазское царство, но осыпались каменные лепестки его крепостей. Многое еще было. История, дух, возможности народа отразились и в абхазском языке. В нем пять прошедших, одно настоящее и два будущих времени. Видимо абхазы, отдавая предпочтение прошлому, никогда не относились к настоящему, но в них всегда теплилась двойная надежда на будущее.